Впервые появившись в начале шестого века в Аркадии, диком горном регионе, расположенном в центре Пелопоннесского полуострова, греческий бог Пан стал важной религиозной фигурой. Как бог дикой природы, полей, секса, пастухов и охотников, этот многогранный персонаж связывал человечество с дикой природой. Он предложил зеркало, в котором люди могли наблюдать свою низменную природу.
Хотя на древнегреческих монетах изображалось множество богов, Пан был обильным источником вдохновения для работников монетных дворов, которые регулярно изображали его многочисленные аспекты на монетах.
Как и большинство греческих богов и богинь, образы Пана со временем менялись, пока, наконец, его древние поклонники не наделили его множеством сил и обязанностей. В то время как некоторые боги имели только один или два мифа о происхождении, история Пана медленно трансформировалась, пока около 18 вариантов не стали существовать одновременно (Brown, 58). В течение нескольких столетий источники фокусировались на роли бога как агента, хранителя или служителя других божеств природы, отсюда его изображения в виде дикого сатира с раздвоенными копытами, длинными волосами и козлиными рогами (Brown, 57).
Архаичная тетрадрахма Фракии, отчеканенная между 453 и 451 гг. до н. э., изображает бога в виде сатира на реверсе, прямо рядом с козой, что указывает на его роль пастуха.
Интересно, что самые ранние монеты с родины Пана в Аркадии, на которых изображен бог, отчеканенные в середине IV в. до н. э., изображают его как красивого юношу с маленькими рожками и развевающимися волосами. При этом, почти в тысяче километрах отсюда, современные монеты из крымского города Пантикапей изображают бога в виде дикого зверя.
По мере распространения культа бога эта дихотомия — между молодым и стареющим, прекрасным и звериным — в том, как поклонники Пана его видели, сохранялась. Наполовину человек, наполовину животное, двойственность бога охватывала дикое и одомашненное. Небесная и низменная природа Пана привносила противоположную полярность в его различные роли, которые поддавались перекрывающимся образам (Канциос, 23). Например, в западноанатолийском регионе Мизия власти чеканили электрумовые статеры, изображавшие Пана как уродливого, но молодого сатира.
Мизия, статер (Электрум, 16,10 г), ок. 380 г. до н. э. Аверс: Голова молодого Пана вправо, в венке из плюща и с козьим ухом; под усечением тунец вправо. РЕВЕРС: Четырехчастный вдавленный квадрат. ССЫЛКА: Jameson 1418a. SNG Paris 331. Von Fritze 192.
Эволюция Пана
В отличие от современных изображений божественности, греческие боги могли эволюционировать. И из-за своей противоречивой натуры Пан изменился больше, чем большинство других божеств.
По мере развития и прогресса цивилизации, представления человечества о дикой природе и неизведанных местах менялись. В доэллинизированном греческом мире дикая природа понималась как суровое и опасное место, а позже, когда Александр Македонский и диадохи потрясли мир, на природу постепенно стали смотреть с большой любовью. Интересно, что этот сдвиг в отношении снова произошел в ранний современный период, когда цивилизация оправилась от Черной чумы и постепенно вернула себе лесные угодья в течение 16 и 17 веков, достигнув кульминации в трансценденталистском движении 19 века.
Подобно трансцендентальному движению, эволюция Пана произошла не как ответ на изменение фундаментальных черт, а как смещение фокуса на определенные аспекты божественной природы Пана, чтобы приблизить его к человеческой жизни и работе полиса. Древние авторы начали обыгрывать амурную природу Пана и постепенно игнорировать «элемент страха», который так долго играл основополагающую роль в его поклонении и мифической природе.
Как показано на этом серебряном триоболе из Аркадийской лиги , ко второму веку до н. э. Пан появлялся на монетах в основном в полностью человеческом облике, как отход от более ранней иконографии сатира. Фактически, бог постепенно начинает казаться «очаровательным, доброжелательным и совершенно вежливым» (Канциос, 35).
Вскоре после этого художественного сдвига последовал политический.
Заимствуя из греческой культуры, которую они одновременно уважали и презирали, римляне адаптировали и модифицировали олимпийский пантеон для собственного использования. Пан пострадал больше, чем большинство. Постепенно римляне вернули бога к его дикой и низменной природе, пока он не стал «представителем язычества и олицетворением всей природы» (Фишер).
Этот регресс демонстрирует поздний римский республиканский денарий, отчеканенный в 48 г. до н. э., который показывает животную сторону бога. Отчеканенное семьей Вибий-Панса , в соответствии с их именем, это изображение довольно гротескно.
В процессе создания собственного пантеона римляне заменили Пана несколькими другими богами, в основном Фавном , что привело к общему снижению использования его образа на средиземноморских монетах.
Во время правления римского императора Тиберия греческий моряк по имени Тамус получил божественное послание, что, когда он прибудет в порт, он должен «объявить, что Великий Пан умер» (Плутарх, 402). Пан — единственный греческий бог, который действительно умер. Хотя эта история в основном является теологическим ответом на вопрос, почему многие греческие оракулы, по-видимому, перестали функционировать, Гилберт К. Честертон приравнивает смерть Пана к рождению Христа . Когда Честертон говорил о «Мифологии» и «Теологии», он имел в виду смерть язычества и рождение христианства.
Хотя это провозглашение, безусловно, не означало конец культов, посвященных Пану, оно связано с тенденцией к снижению поклонения этому богу и сокращению количества монет, чеканенных с его изображением. Однако в конечном итоге римляне, похоже, не смогли полностью отказаться от использования изображения бога-сатира на своих монетах.
Бог продолжал время от времени появляться на монетах Римской империи на протяжении столетий. Более поздние примеры включают триассарий, отчеканенный во время регентства Юлии Мамеи во время детства Александра Севера, изображающий обнаженного сидящего Пана в его человеческом облике с божественными символами власти, и AE 22 Траяна Деция, на котором Пан изображен в форме сатира.
Таким образом, коллекционеры с любым опытом и бюджетом могут добавить бога пастухов, сексуальности, дикой природы и паники в свои коллекции.
Прекрасный вариант серебряного денария Пансы, упомянутого выше, выставлен на аукционе Bertolami Fine Arts 2 октября 2020 года по начальной цене всего в 20 фунтов стерлингов.
Аналогично, бронзовый АЕ из Пантикапея (и другие подобные ему) можно приобрести за 70–100 долларов США.
На другом конце спектра находится высококачественная тетрадрахма из Македонского царства с изображением бюста Пана на македонском щите, которая стоит около 1000–1500 долларов.