На протяжении примерно тысячи лет, последовавших за свержением последнего царя в 509 г. до н. э., Рим пережил множество культурных революций. Некоторые из наиболее заметных изменений включают в себя возвышение триумвиратов и свержение республики, все более автократический характер последующей империи и варваризацию армии и позднего римского общества — все это в конечном итоге привело к упадку и демонтажу многих имперских структур.
Монеты выполняют три основные функции: основную денежную и экономическую роль содействия торговле, формирование политической легитимности и пропаганды, а также укрепление культурной идентичности. В такой долгоживущей культуре, как Рим, эта последняя часть особенно интересна. Изучая меняющиеся портретные и стилистические решения дизайна на различных нумизматических выпусках и типах, мы можем проследить социальное и политическое развитие культуры.
Краткая история римской чеканки
Самые ранние римские монеты, aes grave , были чрезвычайно грубыми литыми бронзовыми монетами – например, этот обрезок ( ramo secco ) от большего литого бруска бронзы, который был отлит в Центральной Италии где-то в конце четвертого и начале третьего веков до нашей эры. Эти более крупные ramo secco весили от 600 граммов до 2,5 килограммов.
Что использование этих крупных бронзовых слитков в качестве монет может рассказать нам об их производителях? В основном, о том, что не было легкодоступных источников серебряных и золотых слитков для использования в чеканке монет.
Первые серебряные и золотые монеты
В результате Пунических войн Рим получил доступ к серебряным рудникам на средиземноморских островах Сардиния и Сицилия, а также к обширным месторождениям золота на Пиренейском полуострове. Эти месторождения были настолько велики, что Рим заставил более 40 000 рабов добывать серебряную руду в своих испанских провинциях. Этот массовый и быстрый приток драгоценного металла в римскую экономику коренным образом изменил чеканку монет. Денарий , который на сотни лет стал фактическим торговым долларом Средиземноморья, впервые был отчеканен во время Второй Пунической войны.
Дизайн этих прекрасных монет устанавливался каждый год tresviri auro argento aere flando feriundo или «тремя людьми для литья и чеканки золота, серебра и бронзы». Известные как чеканщики, tresviri часто были молодыми людьми, которые выбирали дизайн и обеспечивали бесперебойное производство монет Республики.
Основными ранними дизайнами аверса были голова Ромы в шлеме, голова Януса в лавровом венке и Юнона Монета, среди многих других. Хотя портреты были похожи на настоящие и в целом анатомически правильные, эти дизайны демонстрировали намеренно шаблонную природу, с помощью которой Республика пропагандировала свою мифическую историю и силу.
Первые портреты живых римлян
Хотя римские монетарии включали серию портретов предков на ранних денариях, первым портретом живого человека, появившимся на римской монете, был портрет Юлия Цезаря. Это решение, возможно, было одной из причин его убийства. Многие влиятельные римляне считали это шагом к восстановлению монархии, и с учетом специфического отвращения римлян к царской власти, это стало серьезным нарушением социальных норм.
Эти портреты, хотя и изображают реальных людей, стилизованы и не могут рассматриваться как гиперреалистичные, как более поздние римские нумизматические типы. Однако они отображают то, что можно считать возрастом и мудростью человека, тем самым придавая весомость его действиям.
Возможно, самая известная портретная монета времен триумвиратов — это денарий Eid Mar (мартовских ид), на котором изображен относительно реалистичный портрет Марка Юния Брута , одного из убийц Цезаря. Он находится на аверсе, а на реверсе — шапка Диоскуров, олицетворяющая свободу, помещенная между парными кинжалами с надписью «Eid Mar» внизу — явная отсылка к убийству.
Портреты римских императоров
Этот сдвиг в портретном стиле, от аллегорических изображений божеств к полуреалистичным изображениям реальных людей, ознаменовал собой очень важный поворотный момент в римской чеканке монет. С 40-х годов до н. э. и до конца Западной Римской империи в 476 году н. э. (более 500 лет) подавляющее большинство серебряных и золотых монет изображали различных императоров как часть дизайна аверса. Больше не было культурного табу, ограничивающего такой акт личного возвеличивания.
Монеты Принципата, основанного племянником Цезаря Августом ( урожденным Октавианом ) в 27 г. до н. э., начинались с похожей стилизованной портретной живописи. Однако, в отличие от ранних портретных денариев, которые подчеркивали возраст и силу, новая чеканка больше соответствовала классической греческой эстетике, призванной передать тщательно продуманный образ императора, вечной молодости и трансцендентности. Эта тенденция настолько укоренилась, что портреты на монетах начала правления Августа в 27 г. до н. э. выглядят практически идентично тем, что были отчеканены в 14 г. н. э., 41 год спустя, прямо перед его смертью в возрасте 75 лет.
По мере развития принципата развивалась и его монета. Прошли пьянящие дни Августа, и реальность медленно дала понять, что Республика не будет возрождена. Вместо этого появились ошеломляюще богатые люди, которые обладали огромной властью по всей империи с тончайшей видимостью сенаторского контроля. Нумизматическая портретная живопись отражала эту новую реальность.
Однако теперь именно обратная сторона монеты передавала основное имперское послание, будь то содействие военной победе, особо важному строительному проекту или просто имперской добродетели. Хорошим примером этого является Траян. Правивший с 98 по 117 г. н. э., Траян известен как один из самых успешных монархов в истории империи. Его чеканка отражает силу, мудрость и стабильность в его портрете. Хотя между типами есть некоторые различия, монеты Траяна являются попытками точного изображения императора. Как можно заметить по общей форме портретов, это различие было вызвано не сознательным выбором дизайна, а скорее мастерством гравера или удаленностью провинциальных городов от Рима и, как следствие, отсутствием знаний о реальном облике императора.
На протяжении династий Антонинов, Северов и Гордианов, а также различных недолговечных правителей, разбросанных между серединой 100-х и 200-ми годами н. э., стиль портретов менялся.
Около 250 г. н. э. стиль снова стал шаблонным. Одной из причин может быть короткое правление этих императоров. Названное «Кризисом третьего века», с 235 по 284 г. н. э. среднее правление длилось менее двух с половиной лет, даже включая 15-летнее правление Галлиена и приблизительно шестилетние правления Валериана и Проба .
Несмотря на то, что не все они были связаны кровным родством, монеты Филиппа II, Геренния Этруска, Гостилиана, Требониана Галла и Волузиана имеют отчетливое сходство друг с другом. Эти аверсные бюсты демонстрируют лишь незначительные различия в возрасте и стиле.
Аналогичное явление произошло между 268 и 275 гг. н. э. с императорами Клавдием II «Готским», Квинтиллом и Аврелианом.
У всех трех были очень похожие портреты на их монетах. Бюсты наглядно демонстрировали военные доспехи вместо традиционной тоги, которую многие ранние императоры предпочитали включать в свои портреты. Еще одной определяющей характеристикой являются неправильные пропорции между головой и плечами, при этом голова казалась слишком большой.
Римская чеканка монет поздней империи
До смерти Нумериана в 284 году н. э. портреты на римских монетах были более или менее индивидуализированы. Однако с восхождением Диоклетиана и возникновением Домината монеты каждой последующей династии стали всё более стилизованными и утратили многие черты отдельных императоров. Например, многие монеты Констанция I (правил в 305-306 годах) и Галерия (305-311 годы) выглядят очень похожими.
Валентинианская династия придерживалась схожей нумизматической идеологии, и многие из них чеканили монеты с почти идентичными портретами, как можно увидеть ниже. Хотя этот стиль появился раньше в династии Константина, тип бисерной диадемы вышел на передний план с валентинианской римской чеканкой монет. Например, портреты Валента и его зятя Феодосия I на этих золотых солидах носят очень похожие императорские регалии и имеют схожие физические черты.
Вопрос в том, почему так много более поздних римских императоров имеют почти неразличимые нумизматические портреты? Известный историк и нумизмат Ричард Рис выдвигает несколько основных причин.
Во-первых, к концу первого десятилетия четвертого века н. э. чеканка утратила свою «локальность». В условиях возросшей нестабильности императорская канцелярия стремилась стандартизировать чеканку, пытаясь сохранить единство. Рис также утверждает, что «неотличимая» природа и чрезвычайно короткие правления многих из этих правителей усиливали эту последовательность. Кроме того, многие из этих императоров использовали образы предыдущих правителей, чтобы укрепить свою слабую легитимность.
Почти тысячу лет римляне чеканили прекрасные монеты, рассказывающие историю народа, который вырос, чтобы завоевать и управлять одной из крупнейших империй всех времен. Поэтому интересно изучить, что римские монеты могут рассказать нам об императорах, которые вели эту империю от победы к поражению и, наконец, к забвению.