Когда мы читаем о жизни людей древнего, нам, естественно, хочется узнать, как они выглядели. Но как нам это узнать?
В последние годы стали популярны компьютерные реконструкции лиц известных деятелей греко-римского мира.
Например, в 2020 году популярность приобрел цифровой художник , использовавший технологию искусственного интеллекта (ИИ) для создания изображений римских императоров (на основании их бюстов), чтобы воссоздать их лица в фотореалистичном виде.
Как проводятся реконструкции лица
Простейшая форма реконструкции лица заключается в добавлении реалистично выглядящей кожи, глаз и волос к греческим или римским бюстам. Другие методы могут быть более сложными.
Одним из самых известных реконструкций лица человека греко-римского мира был случай Гермионы Грамматики. Гермиона была учительницей, которая умерла в Египте в начале I века н. э. в возрасте 20 лет.В 1997 году исследователи Британского музея использовали КТ (компьютерную томографию) для создания трехмерного изображения лица Гермионы. Восстановив поверхность лица по черепу, исследователи обратились к портрету на гробу, чтобы уточнить детали.
Несмотря на это строгое сочетание методов, они признали наличие трудностей:
Поскольку череп не несет достаточно информации для полного определения поверхности лица, реконструкция лица по черепам всегда будет содержать элемент искусства. Реконструированное лицо, скорее всего, будет напоминать лицо живого человека, но вряд ли будет точной копией.
Таким образом, даже при использовании тщательных методов все еще остаются некоторые сомнения относительно реконструкции лица.
Но такие реконструкции становятся все более точными. Во многом это произошло благодаря новым методам извлечения и анализа ДНК, которые позволяют вычислять правильные цвета волос, кожи и глаз людей.
Насколько достоверными были древние портреты людей?
Реконструкция лиц людей на основе их сохранившихся бюстов или портретов — не совсем безопасная процедура.
В некоторых случаях наблюдаются расхождения между древними портретами людей и древними литературными описаниями их внешнего вида.
Например, согласно древним текстам , философ Аристотель был лысым или (альтернативно) имел короткие волосы и короткую бороду, а также маленькие глаза. Он носил кольца на пальцах и роскошную одежду. Однако древние бюсты, которые, как было установлено, изображают Аристотеля, показывают его с густой бородой и пышными волосами.
Это поднимает новую проблему: какие фрагменты информации более надежны — древние произведения искусства или древние литературные описания? В таких случаях, кажется, почти невозможно решить.
Однако некоторые древние портреты, должно быть, довольно точно отображали своих персонажей.
В греческой поэме I века н. э. описывается боксер, который был настолько изуродован своей спортивной профессией, что больше не походил на свой официальный портрет. В споре о наследстве отца брат боксера показал портрет боксера в суде и успешно заявил, что боксер на самом деле не был его братом, тем самым отрицая свое наследство. Этот случай показывает, что некоторые древние портреты должны были быть достаточно точными, чтобы их можно было использовать в качестве своего рода юридического доказательства личности.
Другие авторы указывают, что портреты не всегда делались исключительно для точности. Римский писатель Клавдий Элиан сообщает нам, что
в Фивах действовал закон, предписывавший художникам — как живописцам, так и скульпторам — делать свои портреты лестными. В качестве наказания тем, кто создавал скульптуру или картину менее привлекательной, чем оригинал, закон грозил штрафом в тысячу драхм.
Желание увидеть исторические лица универсально
Около 39 г. до н. э. римский ученый Марк Теренций Варрон опубликовал коллекцию портретов знаменитых людей , «не позволяя их обликам исчезнуть или течению веков одержать верх над бессмертием людей».
Коллекция Варрона, по-видимому, включала 700 портретов известных исторических греческих и римских людей, и каждый портрет сопровождался эпиграммой и краткой биографией. Эта коллекция, должно быть, удовлетворяла желание публики знать, как выглядели лица известных людей.
Очевидно, что и древние, и современные люди разделяют это увлечение.
Мы, конечно, можем наслаждаться реконструкциями лиц людей древности. Нужно только помнить о двух важных вещах.
Во-первых, древние портреты и бюсты сами по себе не всегда были достоверными изображениями людей, поэтому реконструкции, основанные на них, имеют неопределенную точность.
Во-вторых, современные исследователи признают, что реконструкции на основе черепов имеют ограничения, хотя точность этого метода быстро повышается.
Итак, в следующий раз, когда вы увидите реконструкцию лица какого-то древнего человека, будьте осторожны, прежде чем думать, что вы действительно видите точное, почти фотографическое подобие кого-то из прошлого. Так может быть — а может и нет.