Памятников монетам не так уж много. Поэтому открытый в Ярославле в 2013 году памятник копейке заслуживает внимания. На постаменте, представляющем собой фрагмент зубчатой стены, установлен макет копейки 1612 года выпуска, полностью повторяющий оригинал, но в 100 раз больше размером (около 1 метра).
Открытие было приурочено к 400-летию «Смутного времени», в событиях которого Ярославль играл заметную роль. А именно — город был центром сбора ополчения под предводительством Минина и Пожарского и как бы временной столицей государства, в то время, как Москва была захвачена поляками.
Для того, чтобы осуществлять функции государственного центра требовались деньги. Монетный двор остался в «настоящей» столице, пришлось организовать временный.
Денежное обращение на Руси в начале XVII века
Производство монет в «походных» условиях стало возможным в основном потому, что русские деньги в те времена представляли собой так называемые чешуйки, чеканка которых не требовала сложного оборудования. Монеты изготавливались из расплющенной серебряной проволоки. Её резали на кусочки весом около 1/2 грамма, затем помещали заготовку между двух штемпелей (очень часто это получалось криво) и ударяли молотом.
Мало того, что сама технология не предполагала художественных изысков, так и в принципе, на столь малой поверхности невозможно было изобразить что-то особенное. При этом, копейка была самой крупной монетой в государстве.
Чтобы стало понятно, насколько монетные технологии, и в принципе, денежные отношения в России были примитивными, по сравнению с более развитыми странами, посмотрите на монету чеканенную теми самыми оккупантами, против которых собиралось ярославское ополчение.
Монеты именно 1612 года я не нашёл, но это тот же самый король — Сигизмунд III. Причём показанный выше шостак (6 грошей), хотя и весит 7 г., (сравните с полуграммовой копейкой), не такая уж большая монета по европейским меркам. Самой крупной серебряной монетой Польши был талер, содержащий 24 гроша, весом 28,5 г., то есть 57 копеек. А имелись ещё и золотые монеты.
Про художественное исполнение и говорить нечего.
Как на самом деле выглядела настоящая копейка 1612 года
С учётом вышесказанного, можно понять, что реальная копейка того времени была отнюдь не такой красивой, как на памятнике в Ярославле. Во-первых, монетному мастеру было недосуг ровно укладывать заготовку, во-вторых, в принципе точно ударить круглым штемпелем по продолговатой проволоке не так уж просто, если вообще возможно. В результате, почти всегда часть изображения на штемпеле не попадала на монету, легенда и всадник оказывались обрезанными.
На лицевой стороне (аверсе) надпись «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЁДОР ИОАНОВИЧ ВСЕЯ РУСИ». Точнее такая — «ЦРЬ I ВЕЛIКНI КНSЬ ѲЕОДОРЪ IВАНОВIЧЬ ВСЕѦ РУСИ». А ещё точнее, была бы такой, если бы уместилась.
На оборотной стороне (реверсе) — всадник без головы, но с копьём (почему, собственно «копейка») и обозначение монетного двора «ЯР». Голова у всадника конечно предполагалась, так же как и задняя часть коня, но всё это на проволоке не уместилось.
Любопытно, что на монете стоит имя не последнего перед Смутным временем царя Бориса Годунова, а его предшественника Фёдора Ивановича. И это несмотря на то, что Борис правил 7 лет, а если считать правление Фёдора (многими считаемого слабоумным), при котором он был главой правительства, то и все 10. И не сказать, чтобы Годунов был плохим царём, скорее наоборот, особенно, если сравнивать с Иваном Грозным. Однако, руководители ополчения видимо считали «худородного» царя виновником смуты.
«Конкуренты» в Москве чеканили практически такие же монеты, только с именем своего царя Владислава Жигмонтовича (сына того самого Сигизмунда III, или Жигмонта в русском произношении).