Справочник коллекционера

О монетах и других предметах коллекционирования

Справочник коллекционера

О монетах и других предметах коллекционирования

Портреты Иисуса Христа на византийских монетах

христос

На византийских монетах изображение Христа представлено в разных стилях.

Образ Иисуса Христа был – и почти наверняка останется – одной из самых популярных тем для коллекционеров византийских монет. Хотя в нумизматических изображениях Христа есть общая последовательность, но есть и достаточно различий, чтобы сделать возможным создание значимой коллекции только на этой основе.

 

Золотой солидус Юстиниана II времен его первого правления (685-695 гг. н.э.)

 

Удивительно, но изображение Христа не появлялось на монетах до первого правления Юстиниана II (685-695 гг. н. э.), т. е. примерно через 350 лет после того, как христианство стало государственной религией римлян (и, таким образом, также их «византийских» преемников). До этого обычным типом аверса для большинства римских и византийских монет был портрет императора.

Ученые установили связь между введением Юстинианом чеканки монет с изображением Христа и принятием в 692 г. н. э. канона 82 Пято-Шестого Собора. Он предписывает отказаться от Агнца как символа Христа в пользу изображения Христа в человеческом облике.

В тот раз был выбран знакомый образ: портрет Христа Пантократора («всемогущего»), который до этого украшал многие иконы, включая знаменитую икону в императорском дворце в Константинополе. Эта форма и стиль изображения Христа, по-видимому, нашли свои корни в творчестве скульптора Фидия, который примерно за 1150 лет до этого создал в Олимпии огромную статую греческого бога Зевса.

 

Золотой солидус Юстиниана II периода его второго правления (705–711 гг. н. э.)

 

В 695 году нашей эры Юстиниан II был отстранен от власти амбициозным генералом и отправлен в изгнание. Прошло десять лет, прежде чем он вернулся для второго правления (705-711 годы нашей эры). На этот раз Юстиниан II возобновил использование изображения Христа на монетах, но вместо длинноволосого изображения он выбрал радикально иной стиль портрета — «семитский тип», на котором волосы и борода Христа изображены короткими, тугими локонами. Вероятным источником этого стиля портрета были иконы, возможно, из монастырей Святой Земли и Ближнего Востока.

 

Золотой тетартерон Константина IX (1042–1055)

 

Оба типа портретов Христа, использованных Юстинианом II, показывают Христа, держащего Книгу Евангелия в левой руке, в то время как правую руку он поднимает в благословении. Также показан Святой Крест за его головой, элемент, который отличается от большинства византийских монетных портретов Христа (на которых он показан нимбатом — украшенным нимбом). Золотой тетартерон Константина IX, выше, является прекрасным примером этого типа портрета.

 

Золотой гиперпирон Мануила I (1143–1180 гг. н.э.)

 

Один из самых необычных портретов Христа на византийских монетах встречается на золотом гиперпироне императора Мануила I (1143-1180). Вместо того, чтобы быть представленным как взрослая, бородатая фигура, Христос показан как маленький ребенок. Этот стиль изображения часто называют Христом Эммануилом, поэтому неудивительно, что император Мануил I выбрал его из-за сходства с его именем.

 

Золотой ауреус Цезаря Лициния II (317–324 гг. н.э.)

 

 

Золотая гистаменоновая номизма Романа III (1028–1034 гг. н.э.)

 

Хотя бюсты Христа были распространены на византийских монетах, много раз он был показан и как полная фигура, сидящая на сложном троне. Из всех изображений Христа, которые появлялись на монетах, те, где он сидел, наиболее непосредственно заимствованы из статуи Зевса Фидия в Олимпии, как можно увидеть на двух монетах выше. Верхнее изображение, ауреус Лициния II, изображающий Юпитера (римскую версию Зевса), является одной из последних римских монет, отчеканенных с изображением языческого бога (за исключением Победы, которая в христианском государстве была успешно преобразована из бога в олицетворение).

 

Золотая гистаменоновая номизма Феодоры (1055–1056 гг. н.э.)

 

Гораздо реже Христос изображается стоящей фигурой, как, например, на номисме гистаменона Феодоры. Здесь Христос в нимбате и держит Книгу Евангелия обеими руками.

 

Медный «анонимный» фоллис, выпущенный примерно в 1020–1028 гг. н. э.

 

Наиболее распространенные (и доступные) изображения Христа на византийских монетах встречаются на медных фоллисах X и XI веков н. э., которые были введены в тираж во время правления императора Иоанна I (969–976 гг. н. э.). Они имеют множество дизайнов и обычно описываются как «анонимные», поскольку изображение Христа и надпись, посвященная ему, заменяют те, которые ранее были посвящены императору.

Изображения предоставлены Classical Numismatic Group.

Портреты Иисуса Христа на византийских монетах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх